Gsp1.ru

Медицинский журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ребенок боится людей: как ему помочь

Ребенок боится людей: как ему помочь

Боязнь незнакомых людей — распространенное явление. Это нормальная стадия развития ребенка. В то же время родители могут помочь ему чувствовать себя в безопасности и научиться вести себя непринужденно. Как? Постараемся разобраться.

Страх и особенности возраста

Младенцы
В 8-9 месяцев малютка уже умеет узнавать лица знакомых. Они знают маму, папу, других людей, которые часто приходят. Но новая няня или даже родственник или родственница, которых они видят впервые, вызывают чувство тревоги. Поэтому такие крошки плачут и зовут маму, чтобы чувствовать себя в безопасности.

Малыши
В промежутке от 10 месяцев до 2-х лет многие малыши боятся разлучиться с родителями. Они не хотят оставаться в яслях или с бабушкой/няней, поэтому делают все, чтобы мама осталась рядом.

Дошкольники
У детей в возрасте от 4 до 6 лет начинает активно развиваться воображение. Они могут нафантазировать все, что угодно, но не всегда отличают реальность от вымысла. Они боятся темноты, потому что там бабайка, монстр в шкафу или под кроватью. Некоторые дети в этом возрасте страшатся громких звуков — грома и фейерверков.

Кадр из мультфильма «Коралина в стране кошмаров»

Школьники
В возрасте 7 лет может появится боязнь того, что может случится в реальной жизни. Например, в дом проберется кто-то нехороший, стихийные бедствия, о которых рассказывают тут и там. Нередко возникает боязнь смерти кого-то из близких. Школьники беспокоятся об оценках и что в школе с ними никто не захочет дружить.

Подростки
Тинейджеры испытывают социальные страхи. Они обеспокоены своим внешним видом, стесняются отвечать на уроках перед всем классом, боятся контрольных и экзаменов.

Советы психолога: как помочь ребенку справиться со страхом

Когда малыш/малышка боится незнакомых людей, родители могут помочь ему преодолеть беспокойство.

  • Говорите совсем маленькому ребенку, что вы рядом, что он в безопасности. Он должен знать, что вы его защитите. Объятия снимают чувство тревоги.
  • Дайте выразить чувства словами ребенку, который уже умеет разговаривать. Делайте вместе что-то новое. Помогите привыкнуть к новой няне — пусть малыш знает, что вы одобряете этого человека. Проведи вместе какое-то время.
  • Если вам предстоит разлука (например, командировка), готовьте ребенка к ней заранее. Скажите, что вам нужно уехать на несколько дней, но вы обязательно вернетесь. Если есть возможность, побудьте на расстоянии от ребенка некоторое время — отправьте ночевать у бабушки , например, чтобы он знал, что вы всегда возвращаетесь.
  • Чтобы сын или дочка не боялись темноты, проводите успокаивающие ритуалы: читайте перед сном, включайте спокойную музыку, пойте колыбельную.
  • Преодолевайте тревоги и волнения вместе: проверяйте шкаф, чтобы убедится, что никакой монстр там не спрятался.
  • Проследите, чтобы в поле зрения вашего сына или дочки не попадали страшные фильмы, изображения, игры со сценами насилия и жестокости.
  • Помогите подросткам готовиться к экзаменам и контрольным. Дайте знать, что вы в них верите.
  • Сыграйте на опережение — если вы идете в гости, расскажите куда вы отправляетесь, кого там увидите и что будете делать.
  • Не заставляйте ребенка приветствовать незнакомца, если он стесняется. А если малыш тихонечко здоровается, похвалите его, а не просите повторить громче.
  • Посещайте разные места, чтобы малыш видел и общался с разными людьми: зоопарк, комнаты игр, парки развлечений.

Когда следует посоветоваться с психологом

Большинство детей справляются со страхами. Кто-то раньше, кто-то немножко позже. Но следующие факторы могут говорить о том, что нужна консультация специалиста:

Ребенок боится чужих: хорошо это или плохо?

Страх чужого, непонятного и неизведанного – в чистом виде защитный механизм. Если ваш ребенок боится взрослых, которые ему незнакомы, то это не так уж и плохо. Большее беспокойство у родителей должен вызывать факт, что ребенок чужих не боится: может пойти с любым посторонним взрослым, который его позовет.

Другое дело, если малыш начинает плакать от страха и прятаться за маму с папой, даже если чужой человек не предпринимает попыток взаимодействовать с ним, а просто идет мимо по своим делам или обращается к родителям с каким-то вопросом. В этом случае страх будет уже деструктивным, вредным – он неадекватен по силе, поскольку посторонний в такой ситуации не представляет опасности, а малыш нервничает, переживает.

Внимательные родители смогут найти в прошлом ситуацию, когда чужой человек напугал ребенка, вольно или невольно, и с пониманием отнесутся к такой реакции. Стыдить малыша, переубеждать его – бесполезное занятие. Гораздо полезнее собственным примером, уверенностью и спокойствием, дать ему понять, что не всякий незнакомый человек опасен, и научить ребенка отличать действительно угрожающие ситуации от рядовых. Это необязательно делать в форме долгих и скучных объяснений – используйте дидактические материалы, предназначенные специально для такой цели, например карточки «Правила личной безопасности», в которых описываются 16 различных ситуаций и правила поведения в них.

Почему разные дети боятся ?

Хотя в той или иной степени боязнь чужих свойственна большинству детей, все они реагируют на посторонних . Если одни малыши просто не доверяют незнакомцам, сторонятся их и стараются не иметь с ними никаких дел, то другие реагируют куда более бурно, вплоть до громкого рёва или попытки убежать от «страшного чужого человека». Любая из этих реакций абсолютно нормальна.

Сила проявления боязни посторонних зависит от нескольких факторов:

  • личностных особенностей ребёнка

Как ни крути, есть экстраверты, открытые миру и окружающим, с готовностью и удовольствием идущие на контакт, и есть интроверты, погружённые в свой собственный мир и не желающие пускать в него «кого ни попадя».

  • образа жизни семьи

Когда гости в семье редкость, а на улице мама с ребёнком гуляют вдали от людей, то велика вероятность, что страх посторонних у малыша будет выражен довольно сильно, ведь он не привык к чужим. Невольно провоцирует возникновение боязни чужих и излишне робкая мама, либо .

  • поведения гостей и встречающихся ребёнку людей

Если на малыша эмоционально «накидывается», делает ему «козу» и обещает «показать Москву» огромный шумный «дядя» или его страстно и долго обцеловывает с головы до ног незнакомая «тётя», то в следующий раз он вряд ли захочет стать объектом навязчивого внимания «подозрительных» взрослых.

Читать еще:  Что за диагноз такой?

РЕБЕНОК ВСЕГО БОИТСЯ — ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ

Каждый детский возраст имеет свои особенные “страшилки”. Все они несут определенную функцию и помогают малышу адаптироваться по мере взросления к меняющимся условиям жизни.

От 6 месяцев до 2 лет

Первые страхи появляются уже в периоде младенчества. Примерно в 6 месяцев ребенок может заплакать, увидев перед собой незнакомца. Этот страх связан с различением своих и чужих, которые и вызывают резкую реакцию у малыша.

В возрасте 7-9 месяцев ребенок начинает двигаться, ползать и, по мере обучения, сталкивается с различными опасностями: несъедобными предметами, животными и насекомыми, знакомиться с категориями горячее/холодное. Так появляется страх пугающих ситуаций, громких звуков, незнакомых объектов.

В 2-3 года

В этот период формируются предметные страхи. Они вызваны инстинктом самосохранения: такие эмоциональные реакции помогают избежать чего-то потенциально вредного. Например, громкие внезапные звуки, одиночество (мама ушла или оставили одного в комнате), уколы и боль от медицинских манипуляций неизменно пугают малыша. Психологи наблюдают зависимость между уровнем интеллектуального развития ребенка и количеством предметных страхов в этот период. Чем умней малыш, тем больше пугающих ситуаций он осознает.

Именно в этом возрасте появляется страх темноты и ночные кошмары, как следствие боязни потерять маму. Это частное проявление страха одиночества, связанное с потребностью в безопасности и заботе.

Также могут появиться боязнь огня, пожара, природного катаклизма (урагана, грома, землетрясения), животных. Считается, что эти страхи необходимы для выживания ребенка.

Такие сюжеты могут стать основой для страшных снов у малыша. Если вы столкнулись с проблемой ночных кошмаров у детей, читайте об этом подробнее в статье “Ребенку снятся страшные сны? Без паники!”

В 4-7 лет

Страхи этого возраста можно разделить на 2 основные категории: воображаемые и внушенные. И те, и другие не связаны с реальными опасностями, а являются проявлением бурной фантазии ребенка. Так малыш может начать бояться буквально всего: темноты, природных стихий, сказочных героев, животных, бандитов и войн.

Если страх воображаемый, то его источником является сам ребенок. Это неизбежный этап при развитии абстрактного мышления и способности к фантазированию в дошкольном возрасте.

Если страх внушенный, то причиной его появления стали рассказы сверстников, родственников, книжки и сказки. Дети этого возраста обожают рассказывать друг другу “страшилки”, испытывая при этом смешанные чувства тревоги и удовольствия от производимого эффекта. А старшие родственники, особенно бабушки и дедушки, любят припугнуть ребенка последствиями тех или иных действий: “не подходи — упадешь”, “не гладь — укусит”, “бабайка заберет”, “волчок унесет”.

Для впечатлительный малышей лучше ограничить пугающий контент. Не стоит обсуждать при нем пожары, убийства, несчастные случаи — все эти истории мгновенно найдут отражение в фантазиях ребенка.

Отдельной категорией выделяют, так называемый, экзистенциальный страх — глубинный страх смерти — своей и родителей. Малыш потихоньку осознает, что жизнь конечна, и это открытие его пугает. Некоторые дети бояться засыпать, поскольку могут умереть во сне. Эти фантазии подкрепляются рассказами родственников, не способных объяснить феномен смерти: “бабушка уснула и больше не проснется”.

Что усугубляет детские страхи

Родителям стоит понимать, что на появление боязни того или иного предмета влияют множество факторов. Это такое влияние среды как:

конфликтная семейная ситуация, ссоры, споры;

смерть или болезнь кого-то из родственников;

напряженная ситуация в коллективе ребенка (обиды со стороны сверстников, шантаж, конфликты);

высокая тревожность самих родителей;

слишком авторитарный, жесткий тип воспитания;

гиперопека со стороны родителей;

изоляция малыша от общения со сверстниками;

И особенности психики самого ребенка.

Больше всего от страхов страдают детки с впечатлительным характером. Они более чувствительны по своей природе и хуже переносят ситуации неопределенности. Подробнее о таких малышах я написала в статье “Ребенок боится оставаться без мамы”.

Впечатлительные дети легче поддаются внушаемым страхам. Они более склонны к тревоге: любой толчок извне, особенно слова авторитетного взрослого, могут стать “спусковым механизмом” для появления навязчивых мыслей и образов, пугающих малыша.

К чему приводят детские страхи

Так ли это опасно? Может, стоит просто дать ребенку “перерасти” этот период или подождать, пока он сам научится справляться с трудностями?

К сожалению, обилие боязней и тревог в жизни малыша сильно снижает ее качество. На их фоне могут появиться:

заниженная самооценка, неуверенность в себе;

безволие, чувство обреченности, ведь ребенок не умеет справляться с “монстрами”, которые его преследуют;

вспышки немотивированного гнева (из-за истощенной нервной системы и подавляемой агрессии);

нарушение отношений в коллективе, социальная изоляция (ребенок уходит в свои переживания и страхи, все меньше времени уделяет общению);

Чтобы не допустить появления этих неприятных последствий, давайте научимся помогать ребенку в его работе над страхом.

7 способов воспитать ребёнка, который не боится ошибок, критики и не будет вам врать

Самооценка ребёнка должна быть обязательно высокой. Иначе ребёнок будет вечно неуверенным и несчастным. Так считают родители, которые даже не всегда понимают, что такое самооценка. И не делают простых, но важных вещей, чтобы у ребёнка с самооценкой не было проблем. Психолог Вита Малыгина объясняет, на каких принципах держится самооценка детей. Да и наша тоже.

Поправим немного формулировку: желательно, чтобы самооценка была адекватной, соразмерной, устойчивой и не колебалась от лёгкого ветерка. То есть неосторожного или преднамеренно критического слова других людей.

Самооценка — это способность человека оценивать себя, свои качества, и, опираясь на эту оценку, развиваться и жить. Правильная самооценка позволяет ошибаться и не страдать от бессмысленного чувства вины. Вместо этого — получать опыт. Ведь без ошибок живут только боги. Выходит, ещё одна особенность адекватной самооценки — её реалистичность. Хорошо бы, чтобы мы не заигрывались в богов, которые не ошибаются и ничего не боятся. И чтобы детям эту игру не подсовывали.

Но не все семьи понимают самооценку. И начинают усердно хвалить ребёнка, говорить, что всё у него получается лучше всех, куда остальным! Человек, который растёт с уверенностью, что он — самый-самый, неизбежно столкнётся с разочарованием. И ничего похожего на адекватную самооценку у него точно не будет.

Читать еще:  Эпилепсия, возможно ли снятие с учета

Родители, которые решили (или так само пошло) всячески превозносить способности ребёнка во всём, за что бы он ни взялся, не видят за всем этим самого ребёнка. Проблемы, тревоги, чувства, переживания просто игнорируются. Вот откуда берутся тридцатилетние мальчики и девочки, обиженные на судьбу за то, что она не пришла и не дала им всё, что должно принадлежать им по праву своего таланта или превосходства. И похвала не помогла им выработать адекватную самооценку.

А что же помогает и что нужно действительно делать?

1. Взять ответственность за своих детей. Да, решение принимаете вы, а не они

Пока мы родители, как ни крути, как не советуйся с детьми, мы и только мы делаем решающий выбор. Идти в эту школу или в ту? Разбираться с учителем или спустить на тормозах? Решение принимаем мы. Нет ничего хуже, когда родители пытаются в этих решениях опираться на ребёнка:

  • «Мы не смогли с ним справиться, поэтому он не ходит в садик».
  • «Мы развелись, потому что так было лучше детям».
  • «Мы не развелись, потому что дочка мужа очень любит».
  • «Я не могу его уложить спать, он не даётся».
  • «Мы не можем отнять у неё планшет, это кончается слезами».

Вот как звучит нежелание родителей признать свою ответственность и нести её. Нет, дорогие мои:

  • Ваш ребёнок не ходит в садик, потому что вы так решили.
  • Вы разводитесь, потому что вы так решаете поступить.
  • Вы не разводитесь потому, что вы, а не дети принимают такое решение.
  • Вы не можете уложить ребёнка спать, потому что чего-то не видите, не понимаете, не можете найти подход, а не потому, что ребёнок не даётся.
  • Вы не отбираете у дочки планшет, потому что не знаете, как утешить её и не хотите выглядеть в её глазах плохими.

И главное, чему приходится учиться родителям, которые заботятся о самооценке ребёнка, — принимать ответственность за свои решения, даже если они «непопулярные», даже если через несколько лет дети вам их припомнят, даже если вы понимаете, что ошиблись.

Вот она — база для детской самооценки. Мир надёжен. Потому что родители знают, что делать.

2. Учиться интересоваться своими детьми, а не только их успехами

Много лет назад педагог Симон Соловейчик написал книжку «Педагогика для всех». Прекрасную книжку. Можно каждый день читать на ночь. Очень вдохновляет, опускает на землю и приводит в чувства — тройной эффект. Интересно, что её читатели делятся ровно на две категории: те, кто книгу взахлёб читают, и те, кто через десять страниц говорит: «Одна вода, ничего конкретного». Я бы объяснила это так: первой категории читателей интересно с детьми. Даже если они иногда слишком за них переживают. Второй — дети не интересны. Даже собственные. Так бывает. Есть люди, которые интересуются цифрами, железками, музыкой, буквами. Но не людьми. И вот пусть дети подрастут, заинтересуется цифрами, музыкой, ещё чем-нибудь — тогда поговорим.

Детям, чтобы расти уверенными в себе, нужно чувствовать, что ими интересуются

Не просто переживают за них («Что у тебя болит? Ты здоров? У тебя какие оценки сегодня? Кто эта Маша из первого подъезда?»). А интересовались ими («Что ты читаешь? Что думаешь про новую серию такого-то сериала? Когда тебе грустно?»).

Нашим детям для хорошей самооценки нужно то же, что и нам самим. Если те, с кем мы живём рядом, с кем работаем, не интересуются нами, нашими мыслями, просто не болтают с нами о всяком, пусть и понемногу, мы чахнем и наша самооценка падает.

3. Перестать делать замечания. Как бы ни было сложно

Про вред критики для самооценки любого человека, а ребёнка особенно, скажу вскользь — про это уже даже старушки у подъезда в курсе и дети в средней группе детского сада. Все об этом знают, но удержаться очень трудно. Мы пропитаны критикой, мы в ней выросли. Советская культура — культура корректирующая, поправляющая. Государство точно знало, как надо. Так и пошло с тех пор: «Горбишься, улыбаешься, почему без сменной обуви, ничего сами не можете, плохо работаешь, плохо отдыхаешь, плохо ешь, совсем не ешь, слишком толстый…». Только успевай уворачиваться.

Нашим детям достаётся из-за простого правила: получил сам — передай другому. Мы, взрослые, и сами живём под этим градом критики со всех сторон. А если мы уже родители — град усиливается. Постоянная критика и замечания в адрес ребёнка быстро убивают в нём всякий интерес и вселяют страх ошибки.

4. Учить ребёнка ошибаться и ценить ошибки (а не ругать за них)

Ребёнок всё делает впервые, у него нет опыта. Он получает его, постоянно ошибаясь. Если мы хотим, чтобы он был уверен в себе и не трясся от страха перед ошибками, нужно поддерживать его тогда, когда у него не получается. Говорить: «Ты молодец, что пробуешь. Ты смелый и сильный! Давай ещё раз попробуем». Вы встаёте с ним рядом, и в разном возрасте это значит разное: для двухлетнего ребёнка — иногда достаточно просто взять его руки в свои. Для пятилетнего: спросить, хочет ли он, чтобы вы помогли. Для семилетнего — помочь понять, что именно не получается. Для 12-летнего — быть рядом, чтобы чуть что поддержать, когда позовёт.

5. Хвалить за то, что ребёнок сделал, а не за то, что он «самый лучший» или «лучше кого-то»

Когда ошибки не ободряются или отрицаются («Ты не можешь этого не понять, ты просто не хочешь понимать»), а достижения превозносятся как самые-самые из самых-самых, есть риск вырастить короля без королевства. То есть человека, который будет бессознательно пытаться изо всех сил удерживать чувство своего превосходства над другими. Это как раз те странные истории, когда человек хочет большего и вроде всё у него есть для того, чтобы этого большего достичь. Но он топчется на месте, ничего не делает и лишь критикует успехи далеко не таких умных и талантливых, но активных и смелых людей.

Читать еще:  Можно ли сняться с учета

Как правильно хвалить ребёнка (и что бывает, если этого не делать)

Так вот. Если хотите ребёнку добра, хвалите его не за то, что «у других детей никогда так не получится», а хвалите за то, в чём он превзошёл сам себя, за то, что он научился делать лучше.

6. Верить детям, даже когда они врут

Спросите взрослых, у которых были хорошие отношения с родителями и которым многое в жизни удалось сделать, за что они благодарны своим родителям. И вы услышите: за то, что они мне верили и доверяли. Даже тогда, когда этого делать, казалось бы, не следовало. Педагог Александр Нилл, основатель школы «Саммерхилл», считал, что дети в основном лгут от страха. И если дети перестают бояться — они перестанут обманывать.

Родители часто переживают, что дети много врут, некоторые маниакально требует от детей говорить правду и только правду. Вот что пишет Александр Нилл о своей и детской лжи:

«За почти 40 лет моей работы я ни разу сознательно не солгал ученикам, да никогда и не испытывал подобного желания. Впрочем, это не вполне верно, потому что однажды я солгал крепко. Девочка, несчастливая история которой была мне известна, украла фунт. Трое мальчиков — школьный комитет по кражам — видели, как она покупала мороженое и сигареты, и устроили ей перекрёстный допрос. „Этот фунт мне дал Нилл“, — утверждала она. Мальчики привели её ко мне: „Ты давал Лиз фунт?“ Наскоро оценив ситуацию, я непринуждённо ответил: „Ну да, давал“. Я знал, что, если бы я её выдал, она уже никогда бы не поверила в меня. Я должен был подтвердить, что я до конца на её стороне. Я уверен, что, если бы её семья была честной и свободной, такая ситуация никогда бы не возникла. Я солгал умышленно — с лечебной целью, — но ни в каких других обстоятельствах я не смею лгать».

7. Оставаться на стороне своих детей до конца

Быть до конца на стороне своих детей — ещё одно важное родительское свойство, которое помогает ребёнку вырасти уверенным в своих силах человеком. Быть до конца на стороне своих детей — значит видеть их, понимать их, знать, что в детях, как и в каждом из нас, живут разные чувства, что они, как и другие люди, могут злиться, могут быть несправедливы. Знать всё это, но всё равно оставаться на их стороне. Как бы это ни было трудно.

Шаг навстречу

Первые детские контакты нередко бывают агрессивными – малыши отнимают друг у друга игрушки, лупят «коллег по строительству куличиков» лопатками по голове. Такой дебют в песочнице совсем не говорит о том, что эти ребятишки всегда будут общаться только агрессивно, это лишь первая и самая простая форма общения.

Вместе с тем появление агрессии – важный этап в развитии общения. Ребенок начинает осознавать понятия «мое – чужое», он пытается постоять за себя, взять инициативу в свои руки, проявить активность.

Например, Верочка всегда была неконтактным ребенком. И неожиданно, в возрасте пяти лет, она стала агрессивна по отношению к другим детям. Родителей это испугало, они обратились к психологу. Однако агрессия оказалась переходом к качественно новому этапу в развитии Веры. Ребенок стал более активным, стал замечать детей, обращая на них внимание таким, пока еще примитивным способом.

Комментарий психолога:

«Действительно, агрессия – один из самых распространенных способов «выхода в большой мир». Как ни крути, ребенок должен пройти в своем развитии все этапы, природу не переспоришь.

Иногда (у детей без серьезных нарушений в эмоциональном развитии) готовность к общению появляется к семи годам, когда они уже способны контролировать свои действия (в психологии это называется произвольным поведением). Иногда родители жалуются на то, что хотя в школе их проблемный ребенок ведет себя отлично, дома он словно «слетает с катушек»: кричит, носится, как угорелый, не хочет никого слушать. На самом деле это поведение вполне закономерно. Такому ребенку очень трудно держать себя в рамках «правильного поведения», но он изо всех сил старается это делать. Естественно, потом ему нужна разрядка. Если это ваш случай – подумайте о каких-то спортивных занятиях после школы, на которых ребенок смог бы выплеснуть накопившуюся энергию. Только не бросайте человечка, у которого есть проблемы с общением, сразу в большую команду. Начать можно с «одиночного» спорта, вроде плаванья. Следующий этап – парный спорт с постоянным партнером. И только потом с известной осторожностью можно попробовать заняться спортом в большой команде, если у вашего чада возникнет такая потребность».

Главное же – ваше живое участие в жизни малыша, ваша помощь и поддержка, ваша любовь и уверенность, что все трудности вы вместе сможете преодолеть. Так оно и будет!

Кстати

Отсутствие страха перед незнакомцами в возрасте одного-двух лет может быть признаком аутизма. Маленькие аутисты без опасений идут на руки к чужим людям, но лишь потому, что не разделяют людей на «близких» и «посторонних». Такие малыши не замечают отсутствия родителей, живут, словно в вакууме, не впуская в свой «мирок» даже родных.

Аутизм – серьезное нарушение психического и эмоционального развития ребенка, желательно выявить его на ранних стадиях. Если малыш в 9–12 месяцев не реагирует на появление посторонних, не тянется к маме, не смотрит в глаза взрослым, не проявляет интереса к общению – обратитесь к психоневрологу.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector